В преддверии скорой аттестации отдел кадров отправил меня проходить психологическое тестирование. Должен сказать, что мое отношение к подобным тестам всегда было сильно скептическим. Где-то в начале нулевых годов я прочитал в газете анекдот, очень ёмко отражающий моё мнение о них:
ЛИЧНОСТНЫЙ ТЕСТ
Вы красивы? Да (1 балл) Нет (0 баллов)
Вы умны? Да (1 балл) Нет (0 баллов)
Вы добры? Да (1 балл) Нет (0 баллов)
Если вы набрали 0 баллов, то вы злобный, тупой урод.
Я, разумеется, ожидал некоторой условности происходящего, но тестирование всё-таки смогло меня удивить. Во-первых, размахом. В нём было три теста: тест Кеттелла (187, сто восемьдесят семь, вопросов), тест Ричи – Мартина (33 вопроса) и тест Белбина (7 вопросов).
Во-вторых, задаваемыми вопросами. Меня спросили, не хочу ли я быть плотником, поваром, адвокатом, пилотом, ветеринаром, учителем средней школы, фотокорреспондентом, лесником, начальником. (Про мою текущую рабочую деятельность меня не спросили.) Еще были загадочные вопросы, вроде «Торжественность и величие традиционных церемоний следует сохранить: да / нет / не знаю». Я попытался припомнить хотя бы одну торжественную и величественную церемонию, которая имела какое-то отношение к моей жизни, и ни одной не припомнил.
Подходя к концу тестирования, я уже начал ожидать, что сейчас мне посоветуют выбрать класс